По мнению Запада, Россия сумела восстановить контроль над регионом.
В понедельник, 31 августа, президент США Барак Обама посетит Аляску. Он станет первым главой американского государства, побывавшим за Полярным кругом. На деле, как пишет The New York Times, визит Обамы вызван тем, что в гонке за освоение Арктики США безнадежно отстали от других стран. И прежде всего — от России.
Как отмечает издание, «глобальное потепление морей создает новые возможности в регионе». Соперничество государств за господство в Арктике уже называют новой Холодной войной, и Вашингтон пока проигрывает ее вчистую Москве.
«В течение уже некоторого времени мы указывали, что наша страна не обладает необходимыми возможностями для поддержания в какой-либо мере значимого присутствия в Арктике», — приводит The New York Times слова командующего Береговой охраной США адмирала Пола Зукунфта.
«США, в сущности, даже не вступили в эту игру», — отмечает американский спецпредставитель по Арктике адмирал в отставке Роберт Пэпп.
The New York Times напоминает, в частности, что Вашингтон располагает лишь двумя ледоколами, которые быстро устаревают, кроме того, «на севере Аляски не хватает глубоководных портов, которые бы поддерживали судоходство». «Для разрешения всех этих трудностей необходимы капиталовложения, которые в течение многих лет не делались из-за неспособности прийти к согласию на политическом уровне, урезаний бюджета и бюрократических проволочек», — подчеркивается в статье.
При этом, пишет американская газета, Россия — напротив — строит 10 новых поисково-спасательных станций в регионе. Она значительно увеличила военное присутствие в Арктике и вновь открыла базы, которые были заброшены со времен распада Советского Союза.
Особо американцев беспокоит, что в начале августа текущего года РФ подала заявку в комиссию ООН по границам континентального шельфа на расширение российской территории в Арктике на 1,2 млн кв. км.
В соответствии с морской конвенцией ООН от 1982 года, государство может просить о предоставлении эксклюзивных прав на экономическую эксплуатацию континентального шельфа возле своего побережья. Россия, располагающая более чем сотней островов в Северном Ледовитом океане, настаивает на своих правах на территорию, простирающуюся до Северного полюса.
Игра за Арктику действительно стоит свеч. По данным Института геологических исследований США, в этом регионе имеется 90 миллиардов баррелей нефти (13% мировых запасов), и около 13 триллионов кубометров природного газа (30%). А территория, на которую претендует Россия, включает 65% указанных запасов нефти и 95% газа.
И надо понимать: именно с 2015 года битва за арктический регион развернулась всерьез. Неслучайно президент РФ Владимир Путин обновил принятую 14 лет назад Морскую доктрину. Особый акцент в ней сделан на Арктику. Как отметил вице-премьер Дмитрий Рогозин, арктическое направление является приоритетным и требует развития Северного флота, чтобы снизить уровень угроз национальной безопасности.
Победит дли Россия в «Ледяной войне», и что будет означать поражение в ней для США?
— Мы всегда лидировали в Арктике — начиная с XVI века, ее осваивали наши первопроходцы, — отмечает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. — Скажем, Северный морской путь — исключительно наше, российское достижение, и ничего подобного в мире нет. В целом, многие отечественные геополитики, исследователи и географы отмечали огромную роль Севера в развитии России. Так что говорить, что мы в Арктике — якобы по недосмотру США, как пытается представить The New York Times — вдруг стали что-то выигрывать, я бы не стал. Просто после периода упадка, который сопровождал 1990-е, Россия возвращается к пониманию важности северных морей и геополитической значимости Арктики.
Что же касается США, американцы никогда не уделяли много внимания арктическому региону. Но сегодня геополитическая картина мира меняется — причем, не в пользу Запада. Запад теряет не только позиции в экономике и политике, но и ослабевает с военной точки зрения. В такой ситуации США увидели в Арктике ключ к восстановлению прежнего геополитического баланса.
— Почему свет сошелся клином именно на Арктике?
— Потому что военно-стратегическая значимость Севера действительно огромна. Если дойдет до глобальной конфронтации России и США — до масштабной ядерной войны — именно Арктика станет театром военных действий, на котором развернулся основные сражения.
Наши ракеты будут идти на Америку через Северный полюс. И надо понимать, что на Севере у нас главная роль отводится ракетам подводного морского базирования, обнаружить и подавить которые американцам крайне непросто.
Штаты, чтобы решить эту проблему, разворачивают сейчас противоракетную систему (ПРО) на Аляске. Этот комплекс способен осложнить нам жизнь, но уязвим для ударов российскими крылатыми ракетами, выпущенными с бомбардировщиков.
Кроме того, интерес для нас могут представлять Алеутские острова.
Напомню, в 1990-м, по инициативе тогдашнего министра иностранных дел Эдуарда Шеварднадзе, СССР безвозмездно уступил США значительную часть континентального шельфа в Беринговом море в рамках соглашения Шеварднадзе- Бейкера (Джеймс Бейкер — тогдашний госсекретарь США). Это соглашение Верховный Совет СССР ратифицировать отказался, и тогда Шеварднадзе и госсекретарь Бейкер обменялись нотами, на основе которых ввели временный порядок действия документа. Этот порядок действует до сих пор.
На мой взгляд, сейчас самое время отозвать это соглашение.
— Что это нам даст?
-- Обострение потенциального территориального конфликта РФ и США в Беринговом море заставило бы Штаты перебросить силы из Европы на Дальний Восток. Идея в том, что даже американцы не способны «затыкать дыры» конфликтов по всему миру. По сути, на военное присутствие в разных регионах у США уже сегодня не хватает ресурсов.
В результате, рано или поздно у США возникает «имперское перенапряжение». И рано или поздно американцам придется уходить из ряда регионов. Это будет отступлением от роли США как глобального гегемона — чего РФ, собственно, и добивается.
— Зачем Обама едет на Аляску?
— Президент США понимает важность Арктики. Видимо, он хочет политически закрепить позиции — показать, что Север и для американцев играет важную роль. Но Штатам это вряд ли сильно поможет.
В обозримом будущем Россия будет только закрепляться в арктическом регионе. У нас там имеются плацдармы, на Севере сейчас создается российская военно-морская инфраструктура, там будет развернута система ПВО, построены военные аэродромы. Все это позволит РФ полностью контролировать арктический регион.
И если мы будем продолжать в том же духе — активно наращивать военное присутствие в Арктике — американцы с нами ничего не смогут сделать.
— Поездка Барака Обамы на Аляску вызвана целым рядом причин, — уверен академик Академии геополитических проблем, в 1996—2001 гг. начальник Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны РФ, генерал-полковник запаса Леонид Ивашов. — Но прежде всего тем, что сегодня возникает феномен Арктики как стратегического резерва энергоресурсов в XXI столетии. И американцы, которые сейчас плачутся, что якобы безнадежно отстали, раскусили этот феномен гораздо раньше нас.
Если Россия — в военном отношении — в 1990—2000-е годы полностью уходила из Арктики, США, наоборот, наращивали военное присутствие в регионе. Мы, например, ослабили и едва не ликвидировали Северный флот — во времена СССР самое мощное военно-морское объединение страны. Мы забросили свои заполярные аэродромы и острова, разрушили системы противовоздушной и противолодочной обороны.
Кроме того, мы все не могли решить юридически, какому субъекту Федерации принадлежит арктическая зона.
А что делали в это время американцы? В начале 2000-х США разделили все арктическое пространство между тремя своими зональными командованиями. Плюс к тому, Штаты запустили серию военно-морских учений в регионе с Канадой, Норвегией и другими странами. А в конце январе 2011 года в Лондоне состоялся первый Североевропейский саммит, в котором приняли участие политические руководители Великобритании, Исландии, Швеции, Дании, Финляндии, Норвегии, Эстонии, Латвии и Литвы. На саммите, по сообщениям западных СМИ, обсуждалась идея создания «Арктического НАТО».
Наконец, начиная с 2006 года, США активно реализуют арктическую программу вооружений. В ее рамках изготовляются самолеты и вертолеты в «северном» исполнении, и даже производятся специализированные варианты атомных многоцелевых подлодок класса «Вирджиния».
Поэтому до поры до времени США спокойно смотрели, как мы сворачиваем присутствие в Арктике. Но с приходом Владимира Путина на третий президентский срок ситуация кардинально изменилась: мы в Арктику возвращаемся, и как говорится — дай-то Бог.
И надо понимать: если бы мы сейчас не наращивали военную мощь в регионе, США просто бы выкинули нас из Арктики, со всеми нашими претензиями на шельф и юридическими обоснованиями этих претензий. А сегодня Вашингтону приходится говорить с Москвой на арктическую тему где-то и на равных.
|