Главная » 2019»Июль»25 » "Ледяной Шелковый путь" России и Китая меняет транзитный статус Арктики | Новости
23:40
"Ледяной Шелковый путь" России и Китая меняет транзитный статус Арктики | Новости
Арктический коридор проекта «Один пояс – один путь» позволяет России сохранить баланс интересов с Китаем, так как сотрудничество будет проходить под контролем с нашей стороны над проводкой, отмечает директор Центра экономики Севера и Арктики, профессор и доктор географических наук Александр Пилясов.
Нынешний объем грузооборота по Севморпути уже превосходит рекорды конца 80-х годов" data-author="Пресс-служба ПАО " data-owner="gazprom-neft.ru" "Ледяной Шелковый путь" России и Китая меняет транзитный статус Арктики">
Идея «Ледяного Шелкового пути»
Россия проявляет особый интерес к идее Китая по реализации «Ледяного Шелкового пути», предполагающего использование Севморпути, заявил во время выступления на форуме «Один пояс – один путь» первый вице-премьер и министр финансов РФ Антон Силуанов. В основе проекта лежит строительство инфраструктуры транспортного коридора по линии Юг-Север для доставки грузов из Азии в Европу, и освоения прибрежного экономического пространства.
По словам Силуанова, Россия обладает самой протяженной границей в Арктике и в последние годы активизирует усилия в регионе, в том числе в вопросах загрузки Северного морского пути. Но при этом лишь 2% грузов сегодня используются в качестве транзитных для третьих стран, хотя при транзите в Европу через Севморпуть время доставки сокращается до двух недель.
«У инициативы Китая «Один пояс – один путь» именно арктическая составляющая является тем коридором, в котором интересы России и Китая совпадают максимально точно. Все остальные направления, в том числе среднеазиатский или морской маршруты Шелкового пути, представляют для РФ сомнительный интерес. В случае с Арктикой у России в любом случае сохраняется контроль над проводкой. И мы заинтересованы в реализации «Ледяного Шелкового пути», потому что здесь нет уступок, а есть баланс интересов с Китаем.
Второй момент связан с особенностями загрузки Севморпути. Если в нулевые годы и в начале десятых годов ставка делалась на транзит как главный фактор наращивания грузовой нагрузки по маршруту, то после 2014 года ситуация поменялась. Сейчас основной грузопоток формируют российские проекты в Арктике, они дают основную долю, хотя транзит по-прежнему важен. Но мы уже не отдаем ему приоритет и не переоцениваем его значение. Вместо транзита мы сосредоточились на развитии собственной грузовой базы», - объясняет ФБА «Экономика сегодня» эксперт.
Силуанов: Россия проявляет особый интерес к идее Китая по реализации «Ледяного Шелкового пути»" data-author="Степан Яцко" data-owner="Федеральное агентство новостей" "Ледяной Шелковый путь" России и Китая меняет транзитный статус Арктики">
Транзитный фактор как дополнение
Нынешний объем грузооборота по Севморпути уже превосходит рекорды конца 80-х годов, когда он составлял около 6 млн тонн. Происходит это за счет создания СПГ-производств в Арктике и загрузки углеводородами ледокольного флота. По подсчетам геологов, арктические месторождения могут оказаться богаче, чем запасы Саудовской Аравии.
На данный момент речь идет о свыше чем 400 мрлд баррелей нефтяного эквивалента углеводородов или около 20% оставшихся в мире запасов нефти и газа. В этом разрезе можно предположить, что мы и дальше сможем самостоятельно наращивать объем загрузки Севморпути.
«Если у наших партнеров есть интерес к загрузке Арктики, то мы открыты к сотрудничеству. На наши десятки миллионов тонн ваши первые миллионы тоже пригодятся до кучи. Но мы больше не уповаем исключительно на транзитный интерес партнеров, а ведем активную политику в вопросе освоения Арктики и загрузки Севморпути. Транзитный фактор воспринимается как приятное дополнение, но он не является критическим для развития Северного морского пути.
Интерес к инвестициям в Арктику у Китая, безусловно, есть, так как он обладает сумасшедшим инвестиционным потенциалом и ищет различные варианты для вложений. Мы тоже заинтересованы, чтобы приходили иностранные инвесторы в арктические проекты, так как их вклад позволит ускорить процессы создания инфраструктуры и модернизацию портов, что положительно скажется на работе логистических компаний», - уверен Пилясов.
«Ледяной Шелковый путь» России и Китая меняет транзитный статус Арктики" data-author="ФГУП " data-owner="vk.com" "Ледяной Шелковый путь" России и Китая меняет транзитный статус Арктики">
Конкуренция Севморпути с Суэцким каналом
С мнением о том, что «Ледяной Шелковый путь» России и Китая меняет транзитный статус Арктики, соглашаются и зарубежные специалисты. Например, эксперты американского издания The Washington Post называют Северный морской путь «новым Суэцким каналом» для России.
Сегодня по южному маршруту через Суэцкий канал путь из Азии в Европу занимает 34 дня, но по арктической трассе суда идут на треть быстрее, их маршрут составляет 23 дня. Еще одним преимуществом СМП считается отсутствие очередей, в которых стоят корабли при прохождении Суэцкого канала.
«На питерском форуме «Арктика-территория диалога» в выступлении Трутнева прозвучала новая мысль, согласно которой в перспективе мы хотим обеспечить коммерческую скорость проводки по Северному морскому пути. Еще 10-20 лет ничего подобное никому в голову не приходило, мы возили негабаритные грузы, и в этом заключалось наше преимущество перед Суэцким каналом.
Сейчас климатическая ситуация меняется, поэтому у России возникает уверенность, что совсем скоро мы сможем обеспечить коммерческую скорость и соблюдение сроков проводки. В этом случае конкурентоспособность арктического маршрута кардинально изменится, хотя процессы потепления даже сейчас сложно назвать предсказуемыми», - резюмирует Пилясов.