Компаниям России и Китая удалось урегулировать длившийся более года конфликт, связанный с поставками российской нефти на китайский рынок. Одной из причин достижения компромисса, по мнению экспертов, стало обострение политической ситуации вокруг Ирана. Российские государственные компании "Роснефть" и "Транснефть" не исключали обращения в международные суды по поводу спора, а некоторые эксперты даже говорили о возможном разрыве контракта на поставку нефти. Однако сейчас китайская компания CNPC согласилась на компромисс, который все-таки более выгоден ее российским партнерам. Андрей Полищук из компании БКС уверен, что это, в том числе, связано и с международными санкциями против Ирана: – Возможно, поиску нахождения компромисса помогли проблемы, которые сегодня есть у производителей нефти, прежде всего, у Ирана. Китай уже сообщал о том, что испытывает перебои в поставках в связи с их снижением из Ирана и Судана, оценивая нехватку примерно в 500 тысяч баррелей в сутки. Поэтому сейчас в Китае идет речь об увеличении поставок нефти из России. И, на мой взгляд, все это также могло послужить определенным фактором для решения конфликта больше в сторону российской стороны, чем китайской. Схожее мнение и у аналитика инвестиционной группы "КапиталЪ" Виталия Крюкова: – В последние месяцы мы видим, что российская нефть на китайском рынке активно замещает нефть из Ирана. На мой взгляд, этот момент с Ираном (откуда Китай снизил поставки), мог способствовать тому, что Китай получил меньшую скидку на российскую нефть, чем это могло бы быть, если бы иранской проблемы не было. Еще по теме: Чем обернется для западных производителей рост зарплат в Китае Новый скорректированный контракт на поставку российской нефти в Китай, считает Виталий Крюков, должен снять последние серьезные разногласия между сторонами. По крайней мере, новых столь же продолжительных конфликтов он уже не ожидает: – Основные противоречия в этом споре были связаны с тарифной ставкой на транспортировку нефти – китайцы хотели, чтобы она была ниже в связи с тем, что расстояние транспортировки нефти до Китая меньше, чем по всему нефтепроводу. В принципе, эти требования обоснованны, и если они были урегулированы, то, на мой взгляд, больше таких серьезных противоречий быть не должно. Дополнения к действующему контракту на поставку нефти в Китай должны быть еще одобрены собраниями акционеров "Роснефти" и "Транснефти". Однако, по мнению экспертов, никаких проблем с этими формальностями у российских компаний не возникнет. Об этом сообщает Radio Free Europe / Radio Liberty, как передает www.centrasia.ru.
|